Пермь, как и многие уральские города, начиналась с завода. Первое же упоминание о пермских поселениях относится к 17 веку. Датой рождения города считается день закладки медеплавильного завода недалеко от устья Ягошихи, впадающей в Каму, 4 мая 1723 года. 18 октября 1781 года состоялось торжественное открытие наместничества и города Перми. В 1797 году наместничество было преобразовано в губернию.
В губернский город к тому времени приехали на жительство многочисленные купцы. Пермь становится резиденцией местного чиновничества, торговым центром, важным речным портом. Купеческое предпринимательство и широкие торговые связи явились одним из условий стабильного экономического развития региона; об этом свидетельствовали и растущие обороты на ярмарках, и складывание сети торговых заведений, и открытие представительств иностранных фирм. К середине 19-го века значение Перми как города, расположенного на торговых путях из европейской России в Сибирь, еще больше возрасло в связи с развитием пароходства на Каме. В 1866 году была открыта пассажирская линия.
Рост пароходства способствовал возникновению в Перми судостроительных заводов. В декабре 1871 года на речке Данилихе открылся первый в России фосфорный завод. Через год там же возникла бумажная фабрика. На берегу Камы появился деревообрабатывающий, кожевенный, салотопенный, мыловаренный, пивоваренный и водочный заводы. Важное значение имела соляная промышленность. С расширением производства на чугунолитейных и механических заводах Пермь становилась все более крупным центром металлообработки.
Увеличение объемов перевозки всех видов грузов заставило в конце 70-х 19-го века годов решать вопрос о прокладке первой на Урале Горнозаводской железнодорожной линии.
С тех пор еще более возрастает значение Перми как транспортного узла, где грузы с рельсовых путей переваливаются на речные суда и наоборот: водным путем из центра страны доставляются в Пермь, а отсюда следуют по железной дороге в Зауралье, Сибирь.
В конце 19 - начале 20 в. Пермь стала "транспортными воротами" не только Урала, но и Сибири. В начале 30-х годов 20-го века развитие города продолжилось. В 30-е годы строились заводы: авиамоторный, судостроительный, химические и др. В 50-е годы - Камская ГЭС, нефтеперерабатывающий, целлюлозно-бумажный комбинаты и другие предприятия почти всех отраслей производства.
На сегодняшний день Пермскую область пересекают две широтные железнодорожные магистрали, несколько нефте- и газопроводов. Промышленность Уральского Прикамья в значительной мере ориентирована на добычу и переработку минерального сырья. Соседние области способствуют развитию хозяйства и одновременно представляют хороший рынок для пермской продукции.
Даты:
1723 г. - на месте будущей Перми был основан Ягошихинский медноплавильный завод.
1792 г. - в Перми построили первую на Урале типографию.
1875 г. - был изготовлен пермский царь-молот. Проекту гигантского 50-тонного молота была присуждена высшая награда на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 г.
1878 г. - в Перми был построен первый участок губернской железной дороги.
1940 г. - Пермь была переименована в Молотов, через 17 лет название Пермь было возвращено.
|